English

 

 

Профессиональные панфлейты

 

О нас

Наши панфлейты

Профессиональные

Как заказать, цены

Ученические

Об игре на панфлейте

Дилеры, магазины

Контакты 

Статьи для новичков

 

 

 

 

 

 

 

 

Фотогалерея

 

Панфлейта — очень личный, нестандартизированный инструмент. Вроде бы, простой донельзя, даже примитивный. Что там той конструкции трубки да пробки, подул звучит. Ан нет, в нем, как и во всех других музыкальных инструментах, огромное количество особенностей, мелочей, заковырок. Для музыканта эти мелочи — причина выбора того или иного инструмента. Понимание особенностей флейты, осознанный выбор определенной конструкции  это некая «прерогатива» панфлейтистов, и сам исполнитель даже может осуществлять некоторые изменения в конструкции своего инструмента. Другим музыкантам такая роскошь недоступна. Выбор личной, наиболее целесообразной панфлейты это своего рода «конструирование», выбор доступных у изготовителя опций. Плюс, можно немного снизить стоимость инструмента, варьируя опциями.

Диапазон

У румынского ная есть несколько основных устоявшихся типоразмеров, из которых мы изготавливаем следующие:

Типоразмер, нижняя нота

Верхняя нота

Количество трубок

Характеристика

Сопрано, си 1

Соль4

20

Основной типоразмер для национальной румынской и молдавской музыки. Две с половиной октавы самого управляемого, громкого звука.

Альт,

 соль 1

До 4/ре 4

18-19 (короткий альт)

Большинство народных, барочных и популярных классических произведений укладываются в две октавы. Короткий альт будет полезен, в первую очередь, любителям, ведь у этого типоразмера  «обрезаны» самые высокие и громкие нотки. Однако и многие профессиональные исполнители предпочитают короткие инструменты (например Дамиан Драгичи). Короткий альт — это «самый вкусный» диапазон панфлейты, компромисс тембра и технических возможностей.

Соль4

22 (полный альт)

Полный альт – это основная «рабочая лошадка» панфлейтиста. Три октавы, характерный панфлейтовый звук, разумные размеры – все это делает полный альт самым распространенным типоразмером. Именно для такого инструмента написаны все школы и большинство самоучителей.

Тенор,

 ре 1

До 4/ре 4

21-22 (короткий тенор)

Короткий тенор нужен тем, кто желает «перенести» рабочий диапазон инструмента пониже, чтобы проявить в полной мере тембр панфлейты. Однако на нижнем участке диапазона уже трудно получать полутона, он страдает низкой отзывчивостью. Инструмент тяжелее, инертней.

Соль 4

25 (полный тенор)

Полный тенор нужен только тем исполнителям, которые играют произведения, не укладывающиеся в три октавы альта или короткого тенора. Прежде чем заказать такой — трижды подумайте.

Бас,

соль малой октавы

Соль 3

22

Бас — это такая очень дорогая игрушка, которая очень редко используется панфлейтистами, поскольку играть на нижней октаве диапазона инструмента очень неудобно. И применяется она только для создания «спецэффектов», внесения разнообразия в концерты.

Вы можете выбрать не только стандартный диапазон/тесситуру, но и любой другой. Чем более длинные трубки используются на инструменте, тем он дороже.

Акустика/исполнительская техника

Внутренние диаметры, модели («системы»)

Выбор модели - это выбор диаметров трубок для того или иного диапазона. Сейчас нами разработаны несколько моделей (или «систем»), которые ориентированы на различные типы музыки и различные тембры.

Название модели

Характеристика

«Универсальная»

Модель разработана для:

   -  продвинутых самоучек

   -  студентов музыкальных училищ и консерваторий

   -  исполнителей, не привязанных к определенному стилю музыки

В модели выровнена динамики по диапазону, облегчена игра на верхнем участке диапазона. Модель ориентирована на замфировы горлышки, переходящие на нижнем участке диапазона в смешанные.

«Европа»

Модель ориетоируется на то, как исполняются панфлейты европейскими изготовителями (Марек Теслюк, Ульрих Херкенгофф), подбор диаметров очень близок к экспоненциальной функции. То есть, модель для тех, кто боится пробовать новое. Модель ориентирована на классические горлышки. Соль 1 — 16,3 мм, фа диез 4 —  8,2 мм.

«Молдавия»

Модель разработана по мотивам панфлейт молдавского мастера Петра Захарии. Для тех, кто привык играть на таких флейтах. Широкие верхние трубки (фа диез 4 —  9 мм), относительно узкие длинные трубки (соль 1 —  15,7 мм). Модель ориентирована на замфировы/смешанные горлышки.

Если Вы пока не осознали влияние внутренних диаметров на тембр трубки, то мы советуем попробовать "Универсальную" модель.

Если же Вы глубоко погрузились в осознание тембральных аспектов панфлейты, то Вы можете заказать вообще уникальный инструмент с личной системой внутренних диаметров, однако такой инструмент будет стоить дороже (на 50-100 долларов), поскольку потребуется приобретение недостающих сверл и формовок.

Горлышки и лабиум

Голышки - второй по значимости фактор тембра/технических возможностей. Типы горлышек ная можно классифицировать так:

Модели рассчитаны на тот или иной тип горлышек (даже на их определенное сочетание), однако Вы можете указать тот тип горлышек, который будет удобен более всего Вам. Тип горлышек на цену не влияет.

Лабиум может быть заостренным или чуть притупленным, и для «смешанных» и «замфировых» горлышек можно уменьшить его угол (это сделает панфлейту более шипящей).

Настройка/строй

Обычно незнакомые с флейтами Пана думают, что панфлейта — перенастраиваемая и любой инструмент можно настроить в любую желаемую тональность. Это не так. Система подбора внутренних диаметров разумно спроектированных инструментов подразумевает настройку только в определенную тональность, при этом изготовитель старается помочь исполнителю с преодолением проблемы соседнего полутона. Все изготавливаемые мною флейты спроектированы с учетом настройки в тональность соль мажор. Это обычный строй для для румынского/молдавского ная. Если Вы хотите приобрести инструмент с другим строем, укажите это в форме заказа. Такая флейта может стоить чуть дороже (затраты на приобретение сверл и формовок соответствующих диаметров).

Флейты настраиваются натуральным воском. Все флейты настраиваются очень приблизительно и требуют подстройки под технику конкретного исполнителя. Во флейтах по умолчанию имеется определенный «запас длины», около 1 см слоя воска. Этот запас позволяет видоизменить горлышки трубок, и может быть по желанию увеличен (что неминуемо приведет к увеличению веса флейты).

Степень гладкости внутренних поверхностей трубок

Гладкость/шероховатость внутренних поверхностей трубок соответствует тому аспекту тембра, который часто ошибочно приписывают материалу.

Зеркально гладкая поверхность дает флейте максимальную отзывчивость и характерный «стеклянный» (или «хрустальный», выберите слово сами) тембр. Максимальная отзывчивость нужна исполнителям-профессионалам.

Шероховатая поверхность незначительно урезает верхние гармоники, и флейта звучит более «деревянно». Варьируя степенью шероховатости поверхности, можно достигать того или иного оттенка тембра: «как бамбук», «как плотные породы дерева». Тем людям, которые играют ради личного удовольствия, такой вариант более предпочтителен.

Внешние диаметры (толщина стенок)

Толщина стенок определяет то, как губы «поддерживаются» трубкой.

Эргономика и дизайн

Панфлейта - это не только тембр/технические возможности. Это еще и вещь, с которой должно быть легко управляться, которая должна быть надежной.

Склейка трубок

Трубки можно склеить "желобками" или "плоскостями". Первый вариант проще для изготовителя (и дешевле), но расстояние между внутренним диаметрами получается большим. Потому обычно так склеивают лишь ученические панфлейты.

Степень изгиба

Чем более изогнут инструмент, тем более задействованы движения головой при игре. Для большинства инструментов я использую изгиб радиусом в 23 см, и только для полного тенора - 26 см (на сильно изогнутом широком инструменте неудобно играть).

Поясок или основание

Флейту можно скрепить пояском или сделать ей основание. Пояском - дешевле, и на такой панфлейте удобнее использовать двигающиеся пробки. При использовании полноценного основания флейта получается крепче. Основание может быть врезанным в трубки (это облегчает удержание инструмента).

Эргономические элементы

На торцах флейты и на основании можно разместить фигурные элементы (обечайки, накладки), которые делают обычный хват панфлейты более комфортным. Наличие таких элементов немного дорожает флейту, но, поверьте, они стоят потраченных денег.

Уменьшение веса за счет диаметров трубок

Вес панфлейты при желании можно снизить за счет уменьшения наружного диаметра стенок трубок (у горлышка они остаются толстыми).

Материалы

Мы используем для трубок несколько пород дерева, которые удобны в обработке и достаточно дешевы. Выбор материала для трубок  вопрос общего дизайна, разница стоимости, +- 10 долл.

 

Бук

Просто удобное дерево желтовато-розоватового цвета. Однородная структура, хорошая обрабатываемость. Очень эстетично сочетается с туфлей из красного дерева (махагон), амаранта, ярра. По прочности бук, прошедший ряд технологических этапов, превосходит древесину дуба.

Клен [Maple]

Клен

Светло-желтая, условно-бесцветная древесина без выраженной структуры. Клен удобно обрабатывается, и при этом достаточно легкий, что важно для панфлейты. С течением времени клен приобретает все более желтый, благородный оттенок. Клен часто употребляется в производстве деревянных духовых.

Сапеле (Sapele)

Сапеле

Недорогая краснодеревная порода характерного красновато-коричневого цвета. При рассмотрении на удалении кажется однородной, а вблизи хорошо различима четкая структура из продольных полос. После лакировки немножко отливает перламутром. Чуть тяжелее клена.

Орех дальневосточный<br>[Walnut, Far East]

Орех

Очень легкая (легче клёна) древесина серовато-коричневого цвета, сдержанный рисунок которой проявляется после лакировки и полировки. При использовании в основании венге или эбена получаются изысканные, стильные инструменты.

 

Трубки могут быть изготовлены и из других пород, понравившихся Вам (выберите здесь).

Материал для основания (шпон) никак не влияет на цену, и Вы можете запросить любой понравившийся (выберите здесь) или даже использовать несколько разных пород (для различных частей основания).

Лакровка

Лакировка может быть глянцевый или матовой. Мы используем алкидно-уретановый лак, который очень прочен, устойчив к царапинам. Спустя две недели после лакировки заканчивается его полимеризация, и он не «фонит», безопасен для здоровья.

Прочие мелочи

Левостороння-правостороння. Можно заказать левосторонню (длинные трубки в левой руке) панфлейту, на цену это не влияет.

Лакировка/полировка горлышек. Горлышки со стороны исполнителя можно отполировать (очень удобно и приятно играть с нанесением капельки масла), а можно сделать шероховатыми (некоторые исполнители испытывают неудобство при игре на лакированных горлышках). Шероховатыми их можно сделать и своими руками («нулёвкой»), потому стоит попробовать лакированные.

Личные отметки на инструменте. Если Вы желаете нанести на инструмент свое имя или любую другую текстовую информацию (логотипы, инициалы), то мы можем это сделать на специальном принтере.

Личные идеи

Мы приветствуем привнесение любых личных идей в инструмент и будем очень рады воплотить их в жизнь. Ведь такие идеи делают панфлейту более удобной, более любимой.

 

 

КартаКарта