Русский

 

 

Professional panflutes

 

About us

Our panflutes

Professional panflutes

How to order, prices

Student panflutes

Panflute book

Dealers, shops

Contact information

Articles for beginners

 

 

 

 

 

 

 

Photo gallery

 

Panflute is very personal, non-standardized musical instrument. It may seems very simple, even primitive for beginner. "Tubes and corks". But panflute, as any other musical instrument, has many aspects, features, tricks. For musician so features form reason for choosing one or another instrument. Understanding of flute's feature, conscious choosing of certain construction is  a «prerogative» for panflutists; and player can do some modifications of panflute construction by oneself. Another flutists couldn't afford so "luxury".

Choosing of personal, most reasonable panflute is like a «designing», selection of options available. And in so way you can manage cost of instrument.

Range

Nai’s lowest note is the defining one for its size:  

Size, Lowest tube

Upper tube

Number of tubes

Description

Soprano,  g1

g4

20

Most often used in folk music. Soprano is considered a classical size for a Romanian nai. Two and half octaves of most loud and controllable sound.

Alto,

 g1

c4 or d4

18-19, short alto

The majority of folk and Baroque melodies  are two octaves. Short alto is of service, as the first, for amateurs because this size have not most loud pitches. But many professionals (for example Damian Dragici) prefer short instruments. Short alto is most "tasty" range of panflute, compromise of timber and technical possibilities.

g4

22, full alto

"Workhorse" of professional panflutist, most popular size, as adding just two tubes greatly extends the instrument’s capacities in the repertoire of classical flute music and enables full demonstration of the original panflute timbre.

Tenor,

 d1

c4 or d4

21-22, short tenor

Short tenor is a choice for players, who want to "transpose" working range of instrument somewhat lower in order to demonstrate the original panflute timbre. But  its hard to play half-tones on long tubes. So flute is heavier, inert.

g4

25, full tenor

Full tenor is needed only for performes, who play pieces that have bigger range than three octaves of alto or short tenor. Think thrice before order so size/type.

Bass,

g of small octave

g4

22

Bass is expensive toy what is used very rare by panflutists because lower octave is too inconvenient for play alterations. Bass most often is used for "special effects", for making performances more various.

You can also choose not "standard" range of panflute, but any you want. The more tubes are longer the higher is a price of panflute.

Acoustics

Inner Diameters of Tubes, Models

Models are systems of tubes inner diameters. Currently we worked out several models (or "systems"), what are oriented for different music styles and different sound timbers and playing possibilities.

Model

Description

"All-purpose"

Model is worked out for:

   -  advanced self-teaching persons;

   -  students of musical school  and  и conservatories;

   -  performers, who plays in different music styles on one instrument.

In this model  natural dynamic over the range is smoothed, sound elicitation on upper range is easier. Model is oriented on "Zamfir" mouthpieces that are turn into mixed type on lower part of panflute range.

"Europe"

Model imitate common panflutes  of European  panflutemakers (Marek Tesluk, Ulrich Herkenhoff and other), inner diameters matching is close to exponential function. In other word, model for those who are afraid to try something new. Model is oriented on "classic" mouthpieces. g1 — 16,3 mm, f#4 — 8,2 mm.

"Moldavia"

Model is worked out as simulant of Peter Zaharia (moldavian master) panflutes. For those who like to play so instruments. Wide upper tubes (f#4 9 mm), relatively thin long tubes (g1  15,7 mm). Model is oriented on "Zamfir" mouthpieces.

If you are not aware of impact of inner diameters on sound timber and playing possibilities then just choose  "All-purpose" model. This model is a good choice for panflute you are going to present for somebody.

If you realize fully the impact of inner diameters then you can order even unique instrument with unique (your own) system (we will work out it on your own whishes). But so instrument will cost more (plus 50-100 USD), because we will need to by drills and order mouldings.

Mouthpieces and Labium

Mouthpieces - second important factor of timber and technical possibilities. Types of mouthpieces:

Models are oriented to certain types of mouthpieces (even to certain combination of mouthpieces types), but you can specify type of mouthpieces more convenient for you (same price).

Tube labium can be both sharp and a bit dulled, and for "mixed" and "Zamfir" mouthpieces it's possible to decrease angle of labium (hissing is louder).

Key

Usually unfamiliar to panflute people think that nai can be retuned and they can tune panflute in any key. It is not the case. Selecting system of tubes' inner diameters of smartly designed panflutes implies tuning only in one key. Panflutebuilder helps to player to eliminate of "neighbouring halftone problem".

All our panflutes are designed with taking into account tuning in G major. It's a common key of Romanian/Moldavian nai. If you want to order panflute in another key, it will cost few dollars more.

Tuning

Flutes are tuned with bee wax. All flutes are tuned very approximately and needed in tuning by player. All flutes have "reserve" of length, near 1 cm of wax. So "reserve" let player to modify mouthpieces. It can be enlarged, but enlarging will inevitably increase flute's weight, because wax is most heavy material of panflute.

Smoothness of Inner Surfaces

Smoothness/roughness of tubes inner surfaces corresponds to timber aspect that often erroneously is ascribed to material of tubes.

Smooth surface makes tube more responsive and gives typical "glass/metal" timber.

Uneven/rough surface insignificantly reduces high  harmonics and flute sound became more «wooden». Varying degree of smoothness, it's possible achieve one or another "timber color": "as a bamboo", "as fine woods".

External Diameters (Walls Thickness)

Wall thickness defines how the mouthpieces serve as “support” for the lips.

Ergonomics And Style

A panflute is not just a set of mutually related acoustic parameters of internal channels, mouthpieces and labiums. It is also an object, that must be comfortable for the panflutist to hold and manipulate. And it must be durable.

Glueing of Tubes

Tubes can be adjusted each other by "gutter" or "plane" surfaces. The former is more simple for maker (and cheaper), but wall thickness between tubes is bigger (that's why in so way only student flutes are glued).

Instrument's Curve

The more panflute is curved the more player head involved in movement. For most of our panflutes we use curve with radius 23 cm, for full tenor - 26 cm (it's it is inconvenient to play on "wide" instrument with small radius of curve).

Belt or Basement

It's possible to fasten tubes with belt or to make a basement. Belt is cheaper, suitable for moving corks. Basement makes panflute more strong. Basement can be cutted in tubes (comfortable holding), or not.

Ergonomic Elements

its possible to make figured elements (ribs, cover plate) of basement on extrime tubes of panflute and basement; they make holding of panflute more comfortable. Presence of so elements rise a price a little, but the result  is worth the money.

Decreasing of Weight

Weight of panflute can be decreased by making walls of tubes thinner (near mouthpieces external diameters still wide). It's option reasonable only for heavy woods.

Materials

For tubes we use several species of wood (usefull in processing and cheap). Choosing of tubes material is issue of general style (not sound timber!).

 

Beech

Just useful pinkish-yellow wood. Homogeneous structure, good  processibility. Aesthetically acceptable with basement of mahogany, amaranth, yarra.

Клен [Maple]

Maple

Light-yellow, relatively colourless wood without marked structure. Maple is good in processing and light-weight wood. With time maple gets  more yellow "noble" color.

Сапеле (Sapele)

Sapele

Cheap  fine reddish-brown wood. At a distance it seems homogeneous, but а closely look show clear structure with longitudinal lines. After varnishing gets little "nacre effect".

Орех дальневосточный<br>[Walnut, Far East]

Far Eastern Walnut

Very lightweight grey-brown wood with restrained figure.

 

You can also choose any other woods for tubes (look here).

Material for basement or belt (veneer) doesn't impact  price, you can choose any wood or even woods combination (look here).

Varnish

Varnish can be glossy or matt. We use urethane-alkyd varnish. It's very durable and scratch resistant, harmless to human  health.

Other

Left-handed or right-handed. You can order left-handed (long tubes in left hand) panflute (no extracosts)

Lacquering/polishing of moutpieces. Mouthpieces from player's side may be polished (very useful to play with a drop of oil on your low lip), but also they may be more coarse (some players  feel uncomfortable  when playing polished mouthpieces). You can make them more coarse by yourself (fine sandpaper), so it's  reasonable to order polished mouthpieces.

Personal marks and note on the instrument. We can put your individual marks on panflute with special printer.

Your Own Ideas

You are welcome to realize any your own ideas in ordered panflute.

 

 

Карта

English

 

 

Профессиональные панфлейты

 

О нас

Наши панфлейты

Профессиональные

Как заказать, цены

Ученические

Об игре на панфлейте

Дилеры, магазины

Контакты 

Статьи для новичков

 

 

 

 

 

 

 

 

Фотогалерея

 

Панфлейта — очень личный, нестандартизированный инструмент. Вроде бы, простой донельзя, даже примитивный. Что там той конструкции трубки да пробки, подул звучит. Ан нет, в нем, как и во всех других музыкальных инструментах, огромное количество особенностей, мелочей, заковырок. Для музыканта эти мелочи — причина выбора того или иного инструмента. Понимание особенностей флейты, осознанный выбор определенной конструкции  это некая «прерогатива» панфлейтистов, и сам исполнитель даже может осуществлять некоторые изменения в конструкции своего инструмента. Другим музыкантам такая роскошь недоступна. Выбор личной, наиболее целесообразной панфлейты это своего рода «конструирование», выбор доступных у изготовителя опций. Плюс, можно немного снизить стоимость инструмента, варьируя опциями.

Диапазон

У румынского ная есть несколько основных устоявшихся типоразмеров, из которых мы изготавливаем следующие:

Типоразмер, нижняя нота

Верхняя нота

Количество трубок

Характеристика

Сопрано, си 1

Соль4

20

Основной типоразмер для национальной румынской и молдавской музыки. Две с половиной октавы самого управляемого, громкого звука.

Альт,

 соль 1

До 4/ре 4

18-19 (короткий альт)

Большинство народных, барочных и популярных классических произведений укладываются в две октавы. Короткий альт будет полезен, в первую очередь, любителям, ведь у этого типоразмера  «обрезаны» самые высокие и громкие нотки. Однако и многие профессиональные исполнители предпочитают короткие инструменты (например Дамиан Драгичи). Короткий альт — это «самый вкусный» диапазон панфлейты, компромисс тембра и технических возможностей.

Соль4

22 (полный альт)

Полный альт – это основная «рабочая лошадка» панфлейтиста. Три октавы, характерный панфлейтовый звук, разумные размеры – все это делает полный альт самым распространенным типоразмером. Именно для такого инструмента написаны все школы и большинство самоучителей.

Тенор,

 ре 1

До 4/ре 4

21-22 (короткий тенор)

Короткий тенор нужен тем, кто желает «перенести» рабочий диапазон инструмента пониже, чтобы проявить в полной мере тембр панфлейты. Однако на нижнем участке диапазона уже трудно получать полутона, он страдает низкой отзывчивостью. Инструмент тяжелее, инертней.

Соль 4

25 (полный тенор)

Полный тенор нужен только тем исполнителям, которые играют произведения, не укладывающиеся в три октавы альта или короткого тенора. Прежде чем заказать такой — трижды подумайте.

Бас,

соль малой октавы

Соль 3

22

Бас — это такая очень дорогая игрушка, которая очень редко используется панфлейтистами, поскольку играть на нижней октаве диапазона инструмента очень неудобно. И применяется она только для создания «спецэффектов», внесения разнообразия в концерты.

Вы можете выбрать не только стандартный диапазон/тесситуру, но и любой другой. Чем более длинные трубки используются на инструменте, тем он дороже.

Акустика/исполнительская техника

Внутренние диаметры, модели («системы»)

Выбор модели - это выбор диаметров трубок для того или иного диапазона. Сейчас нами разработаны несколько моделей (или «систем»), которые ориентированы на различные типы музыки и различные тембры.

Название модели

Характеристика

«Универсальная»

Модель разработана для:

   -  продвинутых самоучек

   -  студентов музыкальных училищ и консерваторий

   -  исполнителей, не привязанных к определенному стилю музыки

В модели выровнена динамики по диапазону, облегчена игра на верхнем участке диапазона. Модель ориентирована на замфировы горлышки, переходящие на нижнем участке диапазона в смешанные.

«Европа»

Модель ориетоируется на то, как исполняются панфлейты европейскими изготовителями (Марек Теслюк, Ульрих Херкенгофф), подбор диаметров очень близок к экспоненциальной функции. То есть, модель для тех, кто боится пробовать новое. Модель ориентирована на классические горлышки. Соль 1 — 16,3 мм, фа диез 4 —  8,2 мм.

«Молдавия»

Модель разработана по мотивам панфлейт молдавского мастера Петра Захарии. Для тех, кто привык играть на таких флейтах. Широкие верхние трубки (фа диез 4 —  9 мм), относительно узкие длинные трубки (соль 1 —  15,7 мм). Модель ориентирована на замфировы/смешанные горлышки.

Если Вы пока не осознали влияние внутренних диаметров на тембр трубки, то мы советуем попробовать "Универсальную" модель.

Если же Вы глубоко погрузились в осознание тембральных аспектов панфлейты, то Вы можете заказать вообще уникальный инструмент с личной системой внутренних диаметров, однако такой инструмент будет стоить дороже (на 50-100 долларов), поскольку потребуется приобретение недостающих сверл и формовок.

Горлышки и лабиум

Голышки - второй по значимости фактор тембра/технических возможностей. Типы горлышек ная можно классифицировать так:

Модели рассчитаны на тот или иной тип горлышек (даже на их определенное сочетание), однако Вы можете указать тот тип горлышек, который будет удобен более всего Вам. Тип горлышек на цену не влияет.

Лабиум может быть заостренным или чуть притупленным, и для «смешанных» и «замфировых» горлышек можно уменьшить его угол (это сделает панфлейту более шипящей).

Настройка/строй

Обычно незнакомые с флейтами Пана думают, что панфлейта — перенастраиваемая и любой инструмент можно настроить в любую желаемую тональность. Это не так. Система подбора внутренних диаметров разумно спроектированных инструментов подразумевает настройку только в определенную тональность, при этом изготовитель старается помочь исполнителю с преодолением проблемы соседнего полутона. Все изготавливаемые мною флейты спроектированы с учетом настройки в тональность соль мажор. Это обычный строй для для румынского/молдавского ная. Если Вы хотите приобрести инструмент с другим строем, укажите это в форме заказа. Такая флейта может стоить чуть дороже (затраты на приобретение сверл и формовок соответствующих диаметров).

Флейты настраиваются натуральным воском. Все флейты настраиваются очень приблизительно и требуют подстройки под технику конкретного исполнителя. Во флейтах по умолчанию имеется определенный «запас длины», около 1 см слоя воска. Этот запас позволяет видоизменить горлышки трубок, и может быть по желанию увеличен (что неминуемо приведет к увеличению веса флейты).

Степень гладкости внутренних поверхностей трубок

Гладкость/шероховатость внутренних поверхностей трубок соответствует тому аспекту тембра, который часто ошибочно приписывают материалу.

Зеркально гладкая поверхность дает флейте максимальную отзывчивость и характерный «стеклянный» (или «хрустальный», выберите слово сами) тембр. Максимальная отзывчивость нужна исполнителям-профессионалам.

Шероховатая поверхность незначительно урезает верхние гармоники, и флейта звучит более «деревянно». Варьируя степенью шероховатости поверхности, можно достигать того или иного оттенка тембра: «как бамбук», «как плотные породы дерева». Тем людям, которые играют ради личного удовольствия, такой вариант более предпочтителен.

Внешние диаметры (толщина стенок)

Толщина стенок определяет то, как губы «поддерживаются» трубкой.

Эргономика и дизайн

Панфлейта - это не только тембр/технические возможности. Это еще и вещь, с которой должно быть легко управляться, которая должна быть надежной.

Склейка трубок

Трубки можно склеить "желобками" или "плоскостями". Первый вариант проще для изготовителя (и дешевле), но расстояние между внутренним диаметрами получается большим. Потому обычно так склеивают лишь ученические панфлейты.

Степень изгиба

Чем более изогнут инструмент, тем более задействованы движения головой при игре. Для большинства инструментов я использую изгиб радиусом в 23 см, и только для полного тенора - 26 см (на сильно изогнутом широком инструменте неудобно играть).

Поясок или основание

Флейту можно скрепить пояском или сделать ей основание. Пояском - дешевле, и на такой панфлейте удобнее использовать двигающиеся пробки. При использовании полноценного основания флейта получается крепче. Основание может быть врезанным в трубки (это облегчает удержание инструмента).

Эргономические элементы

На торцах флейты и на основании можно разместить фигурные элементы (обечайки, накладки), которые делают обычный хват панфлейты более комфортным. Наличие таких элементов немного дорожает флейту, но, поверьте, они стоят потраченных денег.

Уменьшение веса за счет диаметров трубок

Вес панфлейты при желании можно снизить за счет уменьшения наружного диаметра стенок трубок (у горлышка они остаются толстыми).

Материалы

Мы используем для трубок несколько пород дерева, которые удобны в обработке и достаточно дешевы. Выбор материала для трубок  вопрос общего дизайна, разница стоимости, +- 10 долл.

 

Бук

Просто удобное дерево желтовато-розоватового цвета. Однородная структура, хорошая обрабатываемость. Очень эстетично сочетается с туфлей из красного дерева (махагон), амаранта, ярра. По прочности бук, прошедший ряд технологических этапов, превосходит древесину дуба.

Клен [Maple]

Клен

Светло-желтая, условно-бесцветная древесина без выраженной структуры. Клен удобно обрабатывается, и при этом достаточно легкий, что важно для панфлейты. С течением времени клен приобретает все более желтый, благородный оттенок. Клен часто употребляется в производстве деревянных духовых.

Сапеле (Sapele)

Сапеле

Недорогая краснодеревная порода характерного красновато-коричневого цвета. При рассмотрении на удалении кажется однородной, а вблизи хорошо различима четкая структура из продольных полос. После лакировки немножко отливает перламутром. Чуть тяжелее клена.

Орех дальневосточный<br>[Walnut, Far East]

Орех

Очень легкая (легче клёна) древесина серовато-коричневого цвета, сдержанный рисунок которой проявляется после лакировки и полировки. При использовании в основании венге или эбена получаются изысканные, стильные инструменты.

 

Трубки могут быть изготовлены и из других пород, понравившихся Вам (выберите здесь).

Материал для основания (шпон) никак не влияет на цену, и Вы можете запросить любой понравившийся (выберите здесь) или даже использовать несколько разных пород (для различных частей основания).

Лакровка

Лакировка может быть глянцевый или матовой. Мы используем алкидно-уретановый лак, который очень прочен, устойчив к царапинам. Спустя две недели после лакировки заканчивается его полимеризация, и он не «фонит», безопасен для здоровья.

Прочие мелочи

Левостороння-правостороння. Можно заказать левосторонню (длинные трубки в левой руке) панфлейту, на цену это не влияет.

Лакировка/полировка горлышек. Горлышки со стороны исполнителя можно отполировать (очень удобно и приятно играть с нанесением капельки масла), а можно сделать шероховатыми (некоторые исполнители испытывают неудобство при игре на лакированных горлышках). Шероховатыми их можно сделать и своими руками («нулёвкой»), потому стоит попробовать лакированные.

Личные отметки на инструменте. Если Вы желаете нанести на инструмент свое имя или любую другую текстовую информацию (логотипы, инициалы), то мы можем это сделать на специальном принтере.

Личные идеи

Мы приветствуем привнесение любых личных идей в инструмент и будем очень рады воплотить их в жизнь. Ведь такие идеи делают панфлейту более удобной, более любимой.

 

 

КартаКарта